В Год семьи, объявленный Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, учеными Российской академии образования создана «Концепция развития личности ребенка в семье: основы семейного воспитания». Документ направлен на то, чтобы сформулировать современные основы развития личности ребенка в семье и его воспитания, помочь родителям в осмыслении и корректировке существующей практики взаимодействия с детьми. Концепция одобрена решением Президиума РАО.
Задача документа – обозначить наиболее острые и актуальные проблемы воспитания ребенка, с тем чтобы дать родителям возможность задуматься над ними, обнаружить собственные ошибки или, напротив, убедиться в правильности выбранного пути. Концепция основывается на идее о том, что каждый ребенок – уникален, и семейное воспитание должно поддерживать и взращивать эту уникальность.
«Ребенок, единственный и неповторимый, – это величайшая ценность для родителей. Но это одновременно и величайшая ответственность. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход, бережное, неустанное, с особой родительской любовью индивидуальное сопровождение его развития. Вот почему вопросы взаимодействия родителей и детей в процессе семейного воспитания всегда были и остаются объектом пристального внимания общества, а сегодня становятся еще более актуальными. Это и обусловило необходимость разработки предлагаемой Концепции», – сказала президент Российской академии образования, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева.
Большое внимание в документе уделяется понятию значимого взрослого и тому, как родитель ее реализует – способствует формированию у ребенка уверенности в своих силах, ощущения свободы и безопасности, возможности взрослеть без страха сделать ошибку, помогает осознанию ребенком ценности близкого окружения. В Концепции также обозначены функции, которые семья реализует в ходе воспитания: защита, поддержка, содействие. Еще один вопрос, поднятый в документе – ценностные ориентиры родителей, необходимость их общности.
Ученые не только выделили распространенные ошибки семейного воспитания (авторитарность, манипулирование, непоследовательность в поведении родителей, гиперопека, жертвенность), но и указали на эффективные принципы семейного воспитания:
В рамках Концепции специалисты РАО также предложили родителям полезные формы семейного воспитания: совместные игры, творчество, чтение, труд, традиции, путешествия и выходы на природу. Главное – чтобы эти занятия стали совместными значимыми делами родителей и детей, в ходе которых происходит доверительное общение друг с другом, устанавливается важный для развития ребенка их эмоциональный контакт.
Концепция призвана также наметить общие ориентиры работы с родителями семейных консультантов, семейных психологов, социальных педагогов, педагогов-психологов и педагогов образовательных организаций. Она может стать основой для разработки различных методических материалов по проблемам личностного развития и семейного воспитания: курсов, видеолекций, пособий, рекомендаций для родителей и специалистов, работающих с семьями.
С полным текстом Концепции можно ознакомиться по ссылке.